Санкт-Петербург. Музей городского электрического транспорта

Давненько мы с вами не заглядывали в нестандартные музеи Питера. Чтобы исправить этот недочет, я представляю вашему вниманию очередной интересный и познавательный музей, который посвящен наземному электрическому транспорту города. Обширная коллекция из раритетных экземпляров, восстановленных и отреставрированных, расположилась в старейшем трамвайном парке Петербурга – быв. трампарке имени Леонова (Василеостровский трампарк). Здесь вы не только сможете переместиться в другую эпоху и увидеть своими глазами трамваи и троллейбусы прошлых веков, но и, внимание … зайти внутрь практически каждого из них. Эта замечательная «фишка» музея делает его полностью интерактивным, что, в моем случае, значительно прибавило желания его посетить. Итак, все на борт!

Музей городского электрического транспорта Питер

!!Факт: некоторые трамваи и троллейбусы музея принимали участие в съемках советских, и продолжают сниматься в российских фильмах. Например, один из них сыграл роль того самого злосчастного трамвая в сериале М. Бортко «Мастер и Маргарита».

Информация:
Музей городского электрического транспорта
Адрес: Средний проспект В.О., д. 77. Метро – Василеостовская. От метро нужно ехать на наземном транспорте. Вход на территорию музея осуществляется через проходную.
Телефон: +7(812) 244-18-20, доб. 4910
Часы работы: ср-вс 10:00-18:00. Касса закрывается в 17:00. Экскурсии — сб, вс в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00.
Стоимость: взрослые — 300 руб., дети, студенты, пенсионеры — 100 руб. Дополнительная услуга — проезд по мини-маршруту на раритетном трамвае: взрослые — 160 руб., дети, студенты, пенсионеры — 100 руб.
Есть возможность проведения корпоратива или семейного торжества в музее. Заказ по телефону 321-54-05.
Сколько времени у меня ушло на посещение: 1,5 часа.

Преодолев проходную, ты сразу понимаешь, что оказался в настоящем трамвайном парке, что уже само по себе захватывающе. Лично я получаю огромное удовольствие от возможности посмотреть на различные объекты «изнутри». Мысленно прибавляем баллы к карме музея. Что еще сразу бросилось в глаза — это раритетный трамвайчик, ожидающий тех, кто захочет отправиться на нем в короткую поездку по территории парка за дополнительную плату. Правда, я все-таки решила отказаться, ибо общая стоимость похода в музей вышла бы больше, чем хотелось.

Музей городского электрического транспорта Питер

Зато, сколько всего меня поджидало за этой дверью!

Музей городского электрического транспорта Питер

Войдя внутрь, я прошла в комнатку слева, чтобы оплатить билет. Теперь можно смело начинать осмотр. Рядом на стене висит схема линий ленинградского трамвая и троллейбуса. Глядя на нее, сразу становится понятно, почему Ленинград называли «самым трамвайным городом мира». Горжусь.

!!Факт: в конце 20 века трамвайная система Ленинграда попала в книгу Рекордов Гиннеса, как самая протяженная. Правда, со временем Санкт-Петербург потерял свое первое место, но, все же, продолжает держаться на лидирующих позициях.

Музей городского электрического транспорта Питер

А вот и наши раритеты, во всей своей красе. Стоят себе, совсем как новенькие. Каждый из них оснащен QR-кодом, а, также, описанием основных параметров (пассажировместимости, габаритов и т.д.), истории эксплуатации, и кратким рассказом о том, как данный экспонат попал в музей. Еще один плюс к карме.

Музей городского электрического транспорта Питер

Сразу же хочу обратить ваше внимание на те модели, что сейчас стоят вдоль левой стены зала. На фотографии слева мы видим разноцветный троллейбус интересной формы ЯТБ-1 (эксплуатировался в Ленинграде в 1936-1959 гг.). Он примечателен тем, что это единственный сохранившийся экземпляр подобного троллейбуса, который пополнил коллекцию музея после долгих реставрационных работ. Мало того, теперь он снова на ходу, ровно также, как и его соседи.

Музей городского электрического транспорта Питер

Посередине расположился знаменитый в те годы «синий троллейбус» МТБ-82 (эксплуатировался в 1946-1974 гг.), прозванный так благодаря известной песне Булата Окуджавы. Этот списанный экземпляр какое-то время служил в качестве сарая где-то в Лен. области; спасибо работникам музея за то, что нашли беднягу и вернули к жизни.

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

И, наконец, троллейбус справа ЗиУ-5 (эксплуатировался в 1959-1989 гг.), который значительно опережал своих предыдущих собратьев по пассажировместимости и мощности. Мне он приглянулся за свой темно-мятный цвет 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер

По интерьеру ЗиУ-5 напомнил мне детство. Особенно я обрадовалась автомату для приема монет. И ценам за проезд 🙂 Эх, нам бы сейчас такие…

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Еще один троллейбусЗиУ-9Б, стоит на задней площадке трампарка. Это уже более современная модель (эксплуатировался в 1973-1990 гг.), модификации которого закончили свое производство совсем недавно — в 2013 г. Рядом висит небольшая коллекция табличек с номерами маршрутов наземного общественного транспорта Ленинграда — Санкт-Петербурга.

Музей городского электрического транспорта Питер

Для самых любознательных в музее предусмотрено несколько информационных стендов.

Музей городского электрического транспорта Питер

А мы, тем делом, пересаживаемся из троллейбуса в трамвай.

Музей городского электрического транспорта Питер

Один из трамваев, а именно, бело-красный ЛМ-68 (эксплуатировался в 1968 — сер. 80-х гг.), похож на те, что мне еще удалось застать, за исключением одной его уникальной особенности. А именно, увеличенных панорамных окон и застекленных скосов крыши, за что в народе ЛМ-68 был прозван «аквариумом».

Музей городского электрического транспорта Питер

Внутри я обнаружила знакомый с недавних времен компостер, а салон немногим отличается от салонов еще существующих потрепанных старичков, ездящих по нашему городу.

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Кстати, о компостерах. В музее есть целая витрина, посвященная этим и похожим девайсам. О существовании некоторых я раньше и не подозревала.

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Количество трамваев музея зашкаливает. На обозрение посетителей представлены модели различных по форме и интерьерам раритетов. Некоторые из них на первый взгляд кажутся похожими друг на друга, но, стоит приглядеться поближе, как ты понимаешь, что они все такие разные и такие уникальные. Глаза начинают разбегаться 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Немного интерьеров. В нескольких трамваях мною был замечен расположенный посредине салона «штурвал».

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Обратите внимание на стильный трамвайчик с закругленным кузовом справа — МС-1, первопроходец в линейке МС (эксплуатировались в 1927-1968 гг.). Это были первые в Ленинграде вагоны с прочным стальным каркасом. Аббревиатура «МС» расшифровывается как «моторный стальной». В музее есть несколько трамваев из этой серии.

Музей городского электрического транспорта Питер

Интерьер МС-1. «Штурвал» на передней площадке и надпись «Воспрещается курить и плевать». Это что-то новенькое 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Экземпляр, уносящий в далекой прошлое — конка №114 (копия). Такие эксплуатировались в нашем городе еще с конца 19 века (1863-1917 гг.), заменив собой кареты-омнибусы. Суть была следующей: эти новые пассажирские вагоны стали ходить по рельсам, но, при этом, их по-прежнему тянули лошади. Причем, для переправы через мосты приходилось запрягать еще одну лошадь, чтобы бедняжки смогли потянуть такую тяжесть. Позже стали появляться двухэтажные конки. Этот вид транспорта являлся более комфортным для пассажиров, чем его предшественники, но и более медленным, что снижало его привлекательность. Оригинальные конки, увы, до наших дней не дошли. Данный экспонат — это копия конки №114 — первого в мире трамвая на электрической тяге, запущенного в качестве эксперимента в 1880 г. в нашем городе. Позже, с официальным появлением в Ленинграде электрических трамваев, конки еще некоторое время использовались в качестве прицепных вагонов.

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Вот такая история. Настоятельно советую внимательнее читать информационные стенды и таблички музея, а также обращать внимания на уникальные фотографии «тех» годов на этих стендах. Благодаря ним я узнала много интересного.

Грузовой трамвай Г-67. Такие помогали жителям Ленинграда в перевозках сырья для заводов, продуктов в магазины, а также грузов во времена Блокады.

Музей городского электрического транспорта Питер

Яркий трамвай ЛМ-57 (эксплуатировался в 1958-1986 гг.), стоящий в парке, невозможно не заметить. Эти новомодные для тех годов, резко отличающиеся от своих предшественников по дизайну трамваи с пониженным уровнем шума и введенным отоплением в салоне, получили от горожан элегантное название «стиляги». Экземпляр, живущий в музее, видимо, решили сделать еще более стильным, однажды нарядив его в новогодние гирлянды с огоньками. Судя по всему, огоньки оказались неснимаемыми, из-за чего ЛМ-57 теперь вынужден носить свой костюм круглый год 🙂

Музей городского электрического транспорта Питер

Помимо трамваев и троллейбусов, в задней части трампарка можно увидеть ретро автомобиль, фургон пожарной службы, вагон-лабораторию, и другие экспонаты.

Музей городского электрического транспорта Питер Музей городского электрического транспорта Питер

Есть в музее и несколько макетов.

Музей городского электрического транспорта Питер

Небольшое дополнение: совсем недавно петербургский трамвай отметил свой 110-й день рождения. В связи с этим событием, музей городского электрического транспорта пополнился еще одним интересным экспонатом — макетом первой трамвайной линии города.


Моя оценка: музей Городского электрического транспорта я настоятельно рекомендую для посещения. Как я заметила в начале статьи, он привлекателен не только своей обширной коллекцией моделей прошлых веков, но и своей интерактивностью. Салоны ретро-трамваев станут прекрасным местом для постановочных фотографий, а информационные стенды и старые фотографии раскроют вам много нового. Музей непременно понравится вашим детишкам. Мне удалось застать в нем несколько мамочек, и я обратила внимание на то, с какой радостью их детки залезали внутрь экспонатов. Так что, смело приходите сюда всей семьей. Напоследок, отправляю еще один жирный плюс в карму музея, ибо минусов в нем я не обнаружила вообще.

Нашли ошибку? Изменилась цена билета или часы работы? Просто хотите высказать свое мнение? Спасибо за ваши комментарии! Напоминаю, что любой спам нещадно удаляется и блокируется.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *